Ваш город
Москва
Телефон
Обратный звонок

Использование студийного света в фотографии

17 Июня 2019 16:05

Зачем же нужен студийный свет? Почему нельзя обойтись просто встроенной вспышкой? У вспышки «в лоб» есть свойство освещать лицо портретируемого ровным светом — в результате получается овальная плоскость. На студийном же портрете лицо приобретает рельеф, объем и становится выразительным. Кроме того, существует огромное множество схем расстановки света, дающих фотохудожнику возможность создавать настроение, показывать красоту человека, акцентировать те или иные черты его характера.

 

Свет

 

По источнику свет классифицируется на:

  • естественный, исходящий, например, от Солнца или Луны;
  • искусственный, созданный при помощи осветительных устройств;
  • смешанный — комбинация естественного и искусственного.

 

По длительности освещения искусственный свет подразделяется на:

  • Постоянный - достоинства постоянного света — виден световой рисунок; недостаток — повышенное энергопотребление и температура воздуха в студии, что особенно мешает в условиях компактного помещения.
  • Импульсный-  плюсы импульсного света - цветовая температура около 5500 К, соответствующая дневному освещению, пониженное энергопотребление; минус — световой рисунок не виден. Однако если источник импульсного освещения оснащен пилотным светом, то световой рисунок виден заранее и уже не приходится работать вслепую.

 

При выборе осветительного оборудования следует учитывать эти сильные и слабые стороны постоянного и импульсного света. На чем остановиться — решение за вами. Но самое главное - не снимать портрет со вспышкой на аппарате или встроенной в аппарат. Исключение может составить вспышка с поворотной головкой, которую  можно направить в зеркало (для жесткого света) или на лист белой бумаги (для мягкого, рассеянного освещения). Как художник рисует кистью, так и фотограф рисует светом. Каждый вид света в портретной съемке имеет свое название.

Термины

 

Рисующий свет – диагональный или боковой, способный выразить светотеневую пластику и объемность объекта, создать как собственные тени, так и падающие тени, передавая пространственность сюжета. Рисующий свет — это источник света, образующий основной светотональный рисунок. Независимо от общего количества осветительных приборов, используемых одновременно при съемке, источник рисующего света всегда один. Включение или выключение этого источника света приводит к кардинальному изменению характера освещения. Включение или выключение всех прочих источников света при постоянно включенном источнике рисующего света не изменяет характер освещения. Старые мастера пользовались только одним источником света - рисующим.

Заполняющий свет – свет от светового прибора со стороны фотокамеры, который подсвечивает тени и перераспределяет светотеневые контрасты, создаваемые основным рисующим светом от источника, расположенного сбоку.

Контровой свет – свет, освещающий объект со стороны, противоположной к объективу и направленный в его сторону. Благодаря этому объект отделяется от фона (например, с помощью светового шнурка). Если контровой свет очень яркий, видны только очертания объекта или силуэт. Можно придать работе даже некоторою сказочность, выставляя контровой свет так, чтоб вокруг головы модели создавался ореол – особенно уместно при светлых волосах.

Только контровой из всех осветителей имеет точную позицию - за объектом съемки, прямо на оптической оси объектива. Сдвигать его в сторону нельзя, иначе свет лампы попадет в объектив. Кстати, контровой свет, как правило, не создает светотеневого рисунка на той стороне объекта, которая обращена к объективу, поэтому в измерении контрового света важно только соотношение его с рисующим, т.е. возможность предсказать яркость контура объекта, создаваемого контровым светом!

Моделирующий свет – используется для подсветки отдельных участков изображения, создания бликов. Помогает отделять объект съемки от фона.

Фоновый свет(лампа сбоку за объектом, свет на задний план) – используется для подсветки фона. Не всегда фон освещается равномерным светом. Иногда полезно дать по плоскости фона узкий цветной луч, или, если ткань фона лежит складками, то боковой свет, направленный на фон, поможет выявить рельеф складок. В этом случае иногда используют два осветителя разных цветов, расположенные по бокам. Главное - чувство меры, чтоб красивые эффекты не отвлекли от главного на снимке – от человека.

Фон на отражение – отражает дневной свет или свет, исходящий от осветительного прибора; используется в качестве дополнительного источника света.

Фон на просвет – источник света ставится за полупрозрачным фоном.

Отражатель, рефлектор – любое устройство, используемое для отражения света в направлении объекта.

Софтбокс – прямоугольная или круглая коробкообразная насадка на фотоосветитель, обеспечивающая рассеивание света и смягчение светотеневого контраста. Состоит из светонепроницаемого корпуса и полупрозрачного теплостойкого пластикового диффузора, работающего на просвет. Внутренняя часть софтбокса имеет зеркально отражающее покрытие и как рефлектор обеспечивает максимальную светоотдачу через диффузор.

Фотозонт – общее название ассортимента фотографических зонтов, применяемых в качестве рефлекторов, просветных экранов или имеющих универсальное применение.

 

Схемы при съемке портрета.

Теперь, узнав об основных элементах, моделирующих студийный свет, можно переходить к знакомству с классической схемой студийного света. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве схем, рисующий источник расположен немного за фронтальной осью лица модели. В классической схеме света портрет снимается под углом 45 градусов к модели. Заполняющий свет в классической схеме света находится за камерой, и на одной оси с ней.

В неклассических схемах света он может быть смещен: главное, чтобы при отклонениях не возникало двойных теней. Цель любой схемы студийного света – подчеркнуть достоинства внешности модели, скрыть её недостатки, а также сымитировать естественное освещение, подходящее под настроение снимка.

Вот только несколько схем, которые наиболее популярны при съемке портретов.

Схема №1.

В этой схеме используется два источника света (моноблоки + белые зонты "на просвет") и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника "работают" на заполнение сцены, создавая очень мягкий светотеневой рисунок. Глубокие тени на лице модели с такой схемой отсутствуют. Высота расположения источников света может варьироваться. Обычно они располагаются на уровне глаз модели, либо чуть выше. При такой схеме белый фон за счет "недосвеченности" приобретает оттенок серого. Можно использовать этот эффект, либо скадрировать портрет так, чтобы фона не было видно.

Схема №2

Эта схема очень похожа на предыдущую, здесь практически такое же расположение моноблоков, также использованы белые зонты и белый бумажный фон (см. схему). Однако, существенным отличием этой схемы от предыдущих является отсутствие импульсного света - портрет снимается исключительно с пилотным светом. За счет гораздо меньшей мощности света можно сделать портрет с максимально короткой глубиной резкости.

Схема №3

В этой схеме используется два источника света (моноблоки + белые зонты "на просвет") и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника позади модели, слева и справа и направляются на белый фон под углом около 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника "работают" на создание мягкого силуэтного портрета. За счет использования белого фона и "заполняющего", рассеянного света получается легкая засветка модели. Мелкие детали скрываются в тени, однако общие очертания лица вполне узнаваемы. При желании можно применить легкую цветовую тонировку фона, чтобы снимок был более нежным, теплым и чувственным.

Схема №4

В этой схеме используется два источника света (моноблоки + белые зонты "на просвет") и черный бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен слева от модели, это наш "рисующий" свет, он образует на правой части лица модели световой треугольник. Эту схему часто так и называют - "треугольник". Второй источник света расположен в данном случае справа, он создает "контровой" свет, подсвечивая волосы и фигуру модели, добавляет портрету объем. Легкая "засветка" фона изменяет чисто черный цвет на градации темно-серого. В данном случае это скорее преимущество, ведь серый - более легкий, нейтральный.

Схема №5.

Используется 2 больших софтбокса или октобокса. Большой размер софтбоксов позволяет получить мягкий свет, а симметричное расположение — отсутствие теней. Угол, под которым расположен осветительный прибор по отношению к модели, можно варьировать. Иногда свет ставится не на 45-60 градусов, а на все 90 — это позволяет получить более объемный свет.

Схема №6

Добавив к схеме 5 два дополнительных источника света можно добиться идеально белого  фона. Тогда схема будет выглядеть следующим образом:

Предметная съемка.

В предметной съемке главное – отсутствие теней и сильных бликов, поэтому кроме осветительных приборов необходимо специальное оборудование – предметный столик и лайт-куб. У каждого из этих приспособлений свое назначение. Если в двух словах, то столик нужен для «креативной» съемки, а лайт-куб незаменим, когда приходится снимать много, добротно и без особых изысков.

Стол для предметной съемки – это разборная конструкция, которая состоит из алюминиевых профилей, соединительных узлов (чтобы можно было менять высоту стола и фона), горизонтальной столешницы и гибкого фона из пластика. Угла между столешницей и фоном нет, это один плавно изогнутый лист, что практически исключает появление теней и дает ровное освещение и объекта съемки, и поверхности столика, и фона. Объект съемки помещается на горизонтальную поверхность, при необходимости подсвечивается снизу и сзади, а для получения художественных эффектов делают сквозную подсветку цветными фильтрами всего фона или его отдельных участков.

Лайт-куб – это универсальное приспособление, его можно установить в студии, а при необходимости взять с собой на выездную съемку к заказчику. Конструкция лайт-куба довольно простая – на проволочный складной каркас натягивается легкая жаропрочная ткань белого цвета. Одна из стенок делается съемной, и в этой съемной стенке предусмотрительно сделано небольшое отверстие. Когда работают с блестящими предметами, объектив устанавливают в кубе, стенки закрывают и через это отверстие ведут съемку – тогда на зеркальной поверхности предметов не отражаются осветители, стены и сам фотограф. Если нужно заменить фон, к нижней и задней стенке куба при помощи липучек крепят фон нужного цвета.

Что касается обеспечения должного освещения, то самый простой подход – провести аналогию с модельной студийной съемкой. Один источник света – рисующий – формирует рисунок, остальные используются как дополнительные, чтобы осветлить тени и фон, добавить рефлексы и создать блики. В некоторых случаях требуется подсветить предмет снизу. В основном световые схемы придумываются в процессе съемки – в каждом конкретном случае стоит определенная задача, а способы достижения корректируются уже при создании освещения и после просмотра первых пробных снимков.

Использование отражателей при фотосъемке.

Отражатель (рефлектор, экран, лайт-диск) в классическом понимании - это мобильная конструкция из каркаса и натянутого на него светоотражающего материала. Бывают разных размеров и форм. Отличаются отражатели также конструктивом, свойствами и количеством отражающих поверхностей.

 Отражатель используется обычно при съемке портрета, чтобы "подсветить" отраженным светом от основного источника (солнце, вспышка и т.п.) детали, расположенные в тенях, тем самым выравнивая освещенность кадра.

 

Использование:

1. Перенаправление света. Ну, с этим все должно быть понятно, убираем отраженным светом резкие тени и границы, смягчаем рисунок. Тут подойдет зеркальный отражатель, матовый и т.д.

2. Создание рассеянного источника света. Проще говоря — отражаем точечную вспышку и получаем большой по площади источник света.

3. Гашение ярких источников света. Например, при ярком солнце — закрываем отражателем объект съемки и получаем мягкий «рисунок» в тени.

Теперь перейдем непосредственно к цвету отражателя.

Черный отражатель: черный цвет лучше всего поглощает свет и минимально работает на отражение. Таким образом, мы получаем глубокие тени. Температуру света не меняет.

 Белый отражатель: наиболее распространенный вариант. Идеально отражает свет, при этом не меняет его температуру. Очень часто используется на пленэре.

Серебристый отражатель: очень похож на белый, с тем лишь отличием, что отражает свет он гораздо "интенсивнее". Плюс, он немного изменяет температуру света (получаем более холодные оттенки).

Золотой отражатель: по эффективности напоминает серебряный. Главная "фишка" - это легкий эффект загара для кожи модели. Другими словами, золотой отражатель изменяет температуру света в сторону теплых тонов.

Светоотражатель может быть полупрозрачным, такая конструкция может работать как на отражение, так и на просвет, смягчая свет от импульсных источников или солнца (на одну или две ступени).

Ваш город
Москва
Телефон
Обратный звонок
Пн-Пт Время работы Сб-Вс 10:00-20:00 выходной Чт
© 2004-2024 ФОТОМАН.РУ. Информация о ценах и наличии товара обновлена 21.11.2024 20:40